РЕЙТИНГ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
.10

Пора на север

Рассказать друзьям :

Мы ехали сюда, как на увеселительную прогулку… Ах, какой это был въезд! Шетарди привез с собой пятьдесят пажей, камердинеров, ливрейных слуг! Мы привезли с собой все: мебель, одежду, посуду, сто тысяч бутылок тонкого французского вина… Половина из них разбилась в дороге. Мебель растащили. Одежда вышла из моды! А здесь… Дождь! Потом снег! Потом ветер! Потом морозы!..
— Шевалье Де Брильи

— Как настроение?
— Все это начиналось как увеселительная прогулка…, — пытаясь вспомнить цитату Шевалье Де Брильи, я отвечала супругу. Началось утро седьмого дня нашего похода. Эту ночь мы спали на камнях, которые были уже безумно мягкими, да и к полярному дню мы привыкли. Вообще-то я люблю комфорт, и, именно поэтому, у нас была отдельная палатка, остальные одиннадцать человек размещались в трех других.

Пора на север фото
Все это действительно начиналось как увеселительная прогулка. В девять утра, с опозданием на час из-за проспавшего члена группы, тремя машинами мы выехали из города N. Нас ждали тундры, горы, непогода по обещаниям синоптиков и, как позднее выяснилось, толпы комаров. Через восемнадцать часов мы были на месте старта – озере Малый Вудьявр (в переводе с саамского горное озеро). Озеро располагается в южной части Хибинского массива, очень живописно и окружено лесом.

На самом деле первые два дня похода мы были фактически равнинными мухами и шли довольно бодро, несмотря на быстро появившиеся мозоли и мышечную боль. Дождь ливанул к вечеру первого дня, когда мы уже поставили лагерь на озере Сердцевидном. Настроение резко испортилось, мы поели кто в палатках, а кто прямо под дождем и легли спать. Утром я свыклась с мыслью, что дождь здесь будет всегда, и стало как-то легче. За эти два дня мы прошли лайтовый перевал Кукисвумчорр и побывали на водопаде Рисйок (в простонародье Красивый).

На третий день нас ждал перевал Северный Лявочорр, на который мы вышли со стороны озера Гольцовое (на саамском озеро звучит как Пайкуньявр). Высота перевала около семисот метров, но, к сожалению, он остался для нас непокоренным. Моросящий дождь, туман и осыпающийся склон перевала заставили повернуть обратно на полпути.

Пора на север фото
С расстройства мы накупались в холодных водах озера Гольцовое и по бродам пошли в сторону перевала Умбозерский – перевал низкий и широкий, но стены его крутые. Итог третьего дня – полтора перевала вместо одного.

Преодолев седловину гор Партомчорра и Восточного Партомчорра (в переводе с саамского: гора, где кормятся олени, но мы их так и не встретили) на четвертый день без особых приключений мы вышли в долину реки Мальвальтайок и устроились на ночевку в лесу. Это была первая ночевка, где можно было раздобыть дрова, так что, нас ждали песни у костра и сухая обувь на следующий день.

День пятый – мы держим путь на перевал Намуайв. Отсюда хороший вид на Ловозерские тундры, котловину Умбозера и отличная панорама Хибинских гор, по дороге собираем грибы.

Пора на север фото
К обеду мы вышли на мыс Литт – это была самая долгожданная преграда нашего маршрута – брод через узкий пролив в крайней северо-западной оконечности Умбозера. Нами было пройдено столько бродов, но этот превзошел их все вместе взятые: в купальниках и с рюкзаками над головой; хорошо еще роста хватило.

Мы покинули Хибинские тундры и вошли в Ловозерские. Еще одно преодоление этого дня – жуткий мост на реке Сура и встаем на ночевку. К счастью, снова есть из чего развести костер.

На шестой день мы вышли в относительную цивилизацию, от чего даже появилось дикое желание сбежать с маршрута, и закончить наши радостные «мучения». Но, как и планировалось, по асфальтовой дороге мы добрались до заброшенного рудника Умбозерский, а дальше наш путь на озеро Горное. Вокруг сильный ветер, озеро выглядело таким холодным, что это была первая вода, в которой никто купаться не стал, — согреваться было нечем…

Пора на север фото

Седьмой день – трехчасовое восхождение на вершину горы Ангвундасчорр (высота свыше тысячи метров) — самая высокая точка Ловозерских тундр, а потом пятичасовой спуск с нее практически без отдыха. Холод, дождь со снегом, шквалистый ветер, стопроцентная влажность, весь день без обеда только перекусы (орехи, шоколад, сухофрукты) – это был один из самых тяжелых дней маршрута, зато шикарные виды на Сейдозеро. К вечеру по ручью Мурнуай мы спустились к месту ночевки – это была последняя ночевка на маршруте.

Достаточно легкий перевал Эльморайок ждал нас на восьмой день. Там мы уже встретили местных жителей, проводящих свой активный выходной день с питомцами, и, наконец, увидели солнце. К обеду мы вышли к конечной точке нашего маршрута – обогатительной фабрике Карнасурт, за воротами которой нас ждали машины.

Пеший поход 2 к.с. Хибины – Ловозеры, июль 2015 года. Общий путь 130 км. Количество участников – 13. Самый младший участник – 12 лет, самый старший – 36. Самый легкий рюкзак – 13 кг, самый тяжелый – 30 кг. Все вернулись живыми и, несмотря на погоду, никто не заболел.